В 1350 г. династия Сукхотаи потеряла свое влияние и к власти пришел другой сиамский королевский дом из низовьев реки Чао Прайа, где и появилась новая столица государства, город Аюдхайя. Одноименная династия, в которой сменилось 33 короля, просуществовала вплоть до 1767 г., когда Сиам был захвачен бирманскими войсками, а его столица полностью разрушена. С приходом династии Аюдхайя иностранцы стали называть государство тайцев “королевством Сиам” (название, очевидно, связано с санскритским словом “шиам”, т.е. “темнокожие”). За эти четыре столетия боевые искусства тайцев претерпели значительные изменения.
Еще где-то в конце X в. правитель города Аутонг, который позже стал называться Сри Аютхайя (“прекрасный и нерушимый”), Пра Панса впервые организовал соревнования по пахуюту. Это зрелище было задумано как народное празднество и азартная игра для всего населения одновременно. Следует сказать, что страсть к азартным играм является характерной национальной чертой тайцев, и даже сейчас любые соревнования не мыслятся без тотализатора. Поединки носили дружественный характер и, согласно правилам, убийство соперника не допускалось. Такой вид соревнований стал называться “муай”, или “панан муай” (“муай” означает “схватка, поединок”, а “панан” – “делать ставки”), и он явился предтечей современного муайтай. Основное внимание в этой ранней форме боксерских соревнований уделялось лишь техническому превосходству над соперником. Сам Пра Панса почитается как основатель соревновательной формы муайтай, выросшей из этих поединков. Древний тотализатор включал в себя не только выступления бойцов панан муай, но и другие виды развлечений, где люди могли заключать пари и делать ставки. К ним относились петушиные бои “муай кай” – развлечение, чрезвычайно популярное во всей Юго-Восточной Азии, бои между бойцовыми рыбками “муай пла кад” (необычайно красивые, но страшно драчливые рыбки “петушки” (Betta splendens Regan), обитающие в аквариумах любителей, как раз и представляют собой разновидность таиландских бойцовых рыбок), а также схватки между кобрами и мангустами “муай нгу”. В поединках нередко принимали участие и китайские бойцы, практикующие различные стили ушу, поэтому в таких случаях распорядитель делал объявление о бое “муай чек”, что означало “поединок с китайцем”.

Первоначально в панан муай отсутствовал ринг и какие-либо правила соревнований. Под арену отводился участок плотно утоптанной земли с четырьмя деревянными столбами высотой до колена, расположенными по углам площадки (“лаг муай”). Тренеры бойцов сидели на столбах и принимали у зрителей ставки на дерущихся. В качестве дополнительных участков для сбора заявок были установлены еще два столба. Зрители наблюдали поединки сидя на земле. Ставки считались принятыми в том случае, когда обе стороны подавали условный сигнал, символизирующий разрешение начать поединок. Роль организатора и рефери, полостью контролировавшего ситуацию на площадке и определявшего победителя, играл всего один человек, для которого проведение поединков панам муай было средством к существованию. В случае, когда бои проводились королевским домом, в качестве рефери выбирались служащие из числа гражданского населения, которым было запрещено делать ставки. Перед схваткой оба бойца выполняли церемониальный танец в честь своих учителей, духов предков и богов. Этот ритуал, известный под названием “рам муай кру”, существует и по сей день. Поединки панам муай проходили в атмосфере народного праздника и сопровождались музыкой, призванной подбодрить бойцов, которая исполнялась музыкантами из числа зрителей. Ритуалы, имеющие отношение к панам муай, сохранились до настоящего времени в фольклоре северного Таиланда. Первоначально музыкальный аккомпанемент играл роль фона, на котором проходил праздник, однако позднее музыка стала регулировать ход самого поединка. В самом начале, когда бойцы двигаются медленно, исполняя рам муай кру, музыка звучит плавно и спокойно, подчеркивая торжественность обстановки. По мере нарастания напряженности, движения бойцов становятся все более и более резкими, переходя в настоящий шквал яростных атак. При этом ритм ускоряется и приобретает неистовый характер в самые кульминационные моменты схватки. Оркестр “вонг муай” включал в себя пять основных инструментов: индонезийскую флейту “пи чава”, индийские сдвоенные барабаны “клонг кэк” с различной высотой тона: “туа пу” (барабан с “мужским (высоким) голосом”) и “туа миа” (барабан с “женским (низким) голосом”), еще один барабан южно-таиландского происхождения “кхонг” и металлические цимбалы “чинг”. Аналогичное музыкальное сопровождение поединков сохранилось в тайском боксе и в наши дни.

Уже во второй половине XV в. восьмой король Аютхайи Боромотрайлоканата (1448-1488) пересмотрел положения военного трактата “тамраб пичайсонкрам” и сделал изменения, касающиеся управления войсками. Вскоре, в 1518 г., португальский король Мануэль первым из европейцев установил дипломатические отношения с Сиамом. Португальцы ввезли в страну огнестрельное оружие, а их наемники помогли тайцам в первой войне против молодого королевства Бирмы. Такая помощь оказалась как нельзя кстати и Сиам одержал победу.

Первая половина XVI в. явилась началом целого ряда сиамо-бирманских войн, которые в свою очередь способствовали развитию воинского мастерства тайцев. В 1569 году тайцы впервые потеряли свободу. Их столица Аютхайа была оккупирована войсками бирманской коалиции, возглавляемая правителем бирманского государства Таунгу, Байиннауном. Тринадцатилетний сиамский наследный принц Пра Онгдамм (позже известный как король Наресуан Великий) был захвачен в качестве заложника и увезен в Бирму. Однако, бирманский король отнесся к молодому принцу как к сыну и дал ему хорошее образование. Помимо всего прочего, Наресуан изучал и боевые искусства. Когда принцу исполнилось 19 лет король разрешил ему отправиться домой. К этому времени Аютхайи уже была предоставлена некоторая автономия, поскольку молодое бирманское государство не могло долго удерживать все захваченные территории. Аютхайу возглавил отец Наресуана, выходец из правящей династии Сухотаи – Маха Дхармарача. Вернувшись домой, молодой Наресуан в 1571 году а Питсанулоке на основе общинных отрядов самообороны создал боевые команды “дикие тигры” и возглавил движение сопротивления против бирманского присутствия в Сиаме, опираясь на тайскую диаспору в Бирме (помимо тайцев на северо-западе страны, в центральных районах Бирмы проживали выходцы из Индии и Цейлон, а на юге – этническая группа монов). В ночь на 14 июня 1584 года Наресуан провел мистическую церемонию “ранг синоток”, символизирующую независимость сиамского государства, и начал борьбу за освобождение страны от бирманского владычества и объединение разрозненных тайских этнических групп, что само по себе было нелегким делом. Наресуан сражался во всех битвах в первых рядах бок о бок со своими воинами и до наших дней дошли легенды о его неустрашимости и мужестве. Так, при взятии штурмом бирманской крепости Кай Прайя Након принц, зажав в зубах свой знаменитый штурмовой меч “даб кабкай”, одним из первых взобрался на стену. При этом он был несколько ранен бирманскими копьями, но даже упав вниз, нашел в себе силы продолжить сражение. Естественно, что престиж Наресуана среди населения был очень высок, и в 1590 году он стал королем тайцев. Наресуан основал специальные центры подготовки сиамских воинов , что привело к расцвету собственно тайских боевых искусств ( в большей степени это касалась искусства фехтования, а также воинской стратегии и тактики).

Муай-тай – свободный бой: Метод. пособие/О.Л.Артеменко, Т.С.Дроздов, В.В.Касьянов, А.Н.Ковтик – Мн.: “Современное слово”, 2001. – 384 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *